«Применение современных информационных технологий в УВП»
Использование современных информационных технологий в образовании – это уже не новшество, а реальность сегодняшнего дня для всего цивилизованного мира.
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования , которые требуют обновления методов , средств и форм обучения. Вопрос не в том, хотим ли мы или нет жить в информационном обществе. Будучи открытой страной и играя заметную роль в международной жизни, мы уже являемся его частью. В последнее время в педагогических кругах стало складываться правильное понимание той роли, которую могут сыграть информационные технологии в организации учебного процесса. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.
Появление компьютеров произвело революцию в технологии работы с информацией и ее оформления. Владение работой на компьютере входит в разряд первичных культурных навыков. Тем не менее изучение многих школьных предметов ведется в основном, с использованием традиционных методов : ручка, карта, линейка, тетрадь, доска, мел. А во взрослой жизни школьники столкнутся с необходимостью реального использования компьютеров для практически любой производительной деятельности. Поэтому кроме знаний, которые они получают при выполнении практических работ на компьютере на уроках информатики, полезно, а главное важно приобрести устойчивые навыки использования различного программированного обучения при выполнении заданий по другим предметам, выработать привычку обращаться к компьютеру при решении задач из любой области знаний и понимать, какой продукт для этого эффективен. Здесь не обойтись без межпредметных связей информатики с другими предметами
В настоящее время существуют два направления компьютеризации обучения. Первое направление предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко, «второй грамотностью». Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного человека. При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые дает школа подрастающему поколению.
Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно повысить его эффективность.
При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.
Использование компьютера в учебном процессе — (внедрение новых информационных технологий) — это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.
Особенностью компьютерного (программированного) обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.
Основное содержание доклада
«Тебе скажут — ты забудешь,
Тебе покажут — ты запомнишь,
Ты сделаешь — ты поймёшь»
Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:
· развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
· усилить мотивацию учения;
· сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
· активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
· качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;
· приобщение школьника к достижениям информационного общества.
Основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы:
· компьютерный класс
· один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору
· компьютер в библиотеке школы
· один — пять компьютеров в рабочей зоне класса
· компьютер у учащегося дома
Компьютерный класс
Основное достоинство такой организационной модели заключается в том, что именно в ней можно использовать компьютер без разрушения существующей классно — урочной модели. Опыт показывает, что при наличии предварительной подготовки учащихся и правильно настроенного программного обеспечения учитель может успешно вести урок и в классе с 25—30 учениками и таким же количеством компьютеров с делением класса на группы. Возможна и схема работы, когда 1 компьютер используется двумя учениками в режиме смены деятельности. Проведение таких уроков требуют обустройства в классе рабочей зоны для настольной деятельности. В данной модели востребованными являются различные инструменты для работы с информационными объектами (компьютерные учебные среды), конструкторы для моделирования и проектирования, наборы тестов, тематические мультимедийные коллекции (аудио — видеотеки, медиатеки и пр.)
Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору или телевизору
В этой модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера.
Компьютер в библиотеке школы
Данная модель предполагает индивидуальную или групповую
самостоятельную деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самостоятельных работ, совместно с наставником или учителем.
Один — пять компьютеров в рабочей зоне класса
Такая модель позволяет в значительной мере использовать индивидуальный подход в работе с учащимися. Индивидуальная деятельность за компьютером может быть использована в работе со слабыми учащимися, например, для обработки определенных навыков; в работе с сильными учащимися, например, для индивидуального исследования различных учебных моделей или создания мультимедиа сочинения; в групповой работе.
Компьютер у учащегося дома
В данной модели, когда компьютер приобретается в дом именно
для ребёнка, большую роль играют электронные учебные материалы — медиатека.
Возможная, с точки зрения образовательной полезности, модель использования домашних компьютеров во многом схожа с моделью использования компьютера в библиотеке школы. Это индивидуальная самостоятельная деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самообразования и работа с медиатекой совместно с родителями или учителем на дому, в случае, когда ребёнок не может посещать школу.
Роль учителя на уроке с использованием ПК — организатор всего урока и консультант.
Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:
совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.
На этапе конкретизации изучаемого материала, возможно применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала специально разработанные компьютерные программы.
Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.
Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами.
Обучающие программы наиболее целесообразны на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности.
В зависимости от дидактических целей и специфики учебного предмета можно выделить виды компьютерных программ.
Рассмотрим конкретно каждые из этих программ:
1.Учебные программы - ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют управление деятельностью учащихся.
Программы – тренажеры - предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.
Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучающимися уже усвоен.
Контролирующие программы – предназначеные для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе и в тестовой форме.
Демонстрационные программы – предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий ( картины, фотографии , видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и «накладывать» друг на друга , компоновать .К этому типу можно отнести также и презентационные программы, используемые для творческой работы учащихся и студентов.
Имитационные моделирующие программы – предназначенные для «симуляции» объектов и явлений. Эти программы особенно важны для географии, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактной характер.
Информационно-справочные программы - предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
Мультимедиа - учебники -комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.
Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения? Несомненно , что работа с компьютером
вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения .
Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний.
Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей ит.д. расширяет возможности представления учебной информации.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели , учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее.
Экономит время
Дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
Работая на компьютере. каждый учащийся выбирает свой темп работы, одни учащиеся понимают нас с полуслова. а другим требуется повторять одно и тоже несколько раз. Диалог ученика с машиной происходит индивидуально.
Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Т.о. информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера:
расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
развитие познавательных способностей учащихся;
интегрированное обучение предмету;
развитие мотивации у учащихся.
При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля.
|