|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Библиотека |
Заведующая библиотекой: Фасхутдинова Маргарита Сергеевна
Библиотечные фонды
- Фонд учебной литературы
-Методическая литература
- Программы обучения - Фонд художественной литературы
- Детская литература
- Литература для среднего возраста
- Русская классическая литература
- Современная литература
- Зарубежная литература
- Поэзия - Справочно-библиографическая литература
- Словари
- Энциклопедии
- Справочники - Научно-познавательная литература
- Периодические издания
Форма работы библиотеки:
- Тематические книжные выставки
- Оформление библиотечных стендов
-Литературный календарь памятных дат
-Вестник школьной библиотеки - Просветительская работа с читателями
- Анкетирование
- Проведение литературных конкурсов
- Участие в работе библиотечных ассоциаций
ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ
БИБЛИОТЕКЕ
I. Общие положения
- Библиотека является структурным подразделением Средней школы участвующим
в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников
образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами.
- Деятельность библиотеки (далее - школьная библиотека) отражается
в уставе школы.
- Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование
общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного
минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни
в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего
освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
- Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
решениями Министерства образования Российской Федерации, инструкциями
Министерства иностранных дел Российской Федерации, уставом школы,
положением о библиотеке, утвержденным директором школы.
- Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
- Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг
и условия их предоставления определяются Положением о школьной библиотеке
и Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором
школы.
- Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного
обслуживания библиотеки.
- Организация обслуживания участников образовательного процесса производится
в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными,
санитарно-гигиеническими требованиями.
II. Основные задачи
- Основными задачами школьной библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям)
обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных
ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд
периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных
носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции
- Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
∙ комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных
и нетрадиционных носителях информации;
∙ пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
б) создает информационную продукцию:
∙ осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
∙ организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей, тематические картотеки), электронный каталог;
∙ разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);
∙ обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
∙ организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя
и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний,
умений и навыков работы с книгой и информацией;
∙ оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих
в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
∙ выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные
с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
∙ выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
∙ содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;
∙ создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию
информации по предметам, разделам и темам;
∙ организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях;
просмотр электронных версий педагогических изданий;
∙ осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам
управления образовательным процессом;
∙ способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
∙ удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях
в библиотеку;
∙ консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит
с информацией по воспитанию детей;
∙ консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки
- Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный
зал, отдел учебников и отдел методической литературы по предметам.
- Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
- Школьная библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные
услуги, перечень которых определяется уставом школы.
- В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает
библиотеку:
-гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных
ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
-необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии
со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации
компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения,
коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии
с положениями СанПиН;
-телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми
программными продуктами;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
-библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. - Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования
и имущества библиотеки.
- Ответственность за систематичность и качество комплектования основного
фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными
перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых
условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии
с уставом школы.
- Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой
(библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка
школы.
V. Управление. Штаты - Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставом школы.
- Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет
директор школы.
- Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой
(библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции
перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными
законными представителями) за организацию и результаты деятельности
школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором
и уставом школы.
- Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором школы,
может являться членом педагогического коллектива и входить в состав
педагогического совета общеобразовательного учреждения.
- Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет
директору школы на утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются
на основе объемов работ, определенных положением о школьной библиотеке
с использованием "Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые
в библиотеках" (Постановление Министерства труда и социального
развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. N6);
в) положение о платных услугах библиотеки;
г) планово-отчетную документацию;
д) технологическую документацию. - Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется
уставом школы.
- В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки
могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь.
- Трудовые отношения работников школьной библиотеки и средней школы
при Посольстве Российской Федерации в Республике Польша регулируются
трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству
Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
- Работники школьной библиотеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии
с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о школьной
библиотеке;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки
и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией
по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом
или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного
пользователями библиотеки;
е) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными
актами;
ж) быть представленными к различным формам поощрения;
з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации
в работе библиотечных ассоциаций или союзов. - Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой
услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями
и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
и) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
- Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотеки;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
з) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно
уставу школы и Положению о платных услугах, утвержденному директором
школы;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы. - Пользователи школьной библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам
на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность
за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: обучающиеся 1≈4 классов);
ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи
им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования школьной библиотекой;
и) полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока
обучения или работы в школе. - Порядок пользования школьной библиотекой:
а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному
составу класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном
порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся ≈ по
паспорту;
б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится
ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов
из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. - Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий
не более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия - учебный год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература - 14
дней;
- периодические издания, издания повышенного спроса - 7 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если
на них отсутствует спрос со стороны других пользователей - Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом
не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале; - Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится
по графику, утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника
библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек одновременно;
в) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен
обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам
Интернета, предполагающим оплату;
г) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим
требованиям
|
|
Календарь новостей |
« Март 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|
|
|
|