Меню сайта
Категории раздела
Школьные статьи [7]
Разные статьи [13]
Наш опрос
Как Вы оцениваете качество образования в России?
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей
Главная » Статьи » Школьные статьи

Развитие творческого мышления с использованием национально-регионального компонента

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Кляушской СОШ

Хасановой Миляуши Рашидовны.

 

Общий пед.стаж работы 13 лет,учитель второй квалификационной категории.

 

                                                                                                                                                       

         Сегодня перед школой стоит трудная задача-воспитать школьника с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине,которое включает в себя и любовь к малой Родине,к тому месту,где ты живешь,к истории своего края,к его культуре, литературе.

          Использование национально-регионального компонента поможет углубить знания учащихся в области национальной культуры,традиций,обычаев,осознать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе.

           Организация работы по краеведению помогает реализовать следующие цели:

           Образовательные цели:

  -создать условия для расширения научного кругозора учащихся;

И  -способствовать овладению приемами последовательной работы.

           Воспитательные цели:

  -способствовать формированию интереса к исследовательской работе;

  -создать условия для воспитания патриотизма, толерантности.

           Развивающие цели:     

  -создать условия для развития общеучебных умений и навыков;

  -совершенствовать умения речевой деятельности школьника;

  -совершенствовать описание результатов исследования и их анализ.        

 

                Предлагаю конспект открытого урока в 7 классе.


Тема:     “Физически я родился в Нижнем Новгороде, духовно в  Казани”.

Казань в жизни А.М.Горького.

Цель урока: -познакомить ребят с казанским периодом жизни М.Горького;
-воспитывать интерес к творчеству писателя;

-
развивать у учащихся умение самостоятельно отбирать нужный                                          сообщений материал по указанной учителем литературе;    
  -формировать устойчивый интерес к истории и культуре родного края.

Форма урока:    заочная экскурсия.
Оборудование: портрет А.Горького, выставка книг А.М.Горького,  иллюстрации экспонатов музея А.М.Горького.
                                         
Ход урока.
   
Вступительное слово учителя.                                                                                                        Сегодня мы с вами заочно побываем в музее А.М.Горького, познакомимся с казанским периодом жизни писателя, проследим, как этот период отразился в его творчестве.
     Откройте тетради запишите число, тему.
1. Ваше внимание я обращаю на вопросы, над которыми вы работали дома:
  
-
В каком году впервые приехал А.М.Горький в Казань?
       
С какими жизненными трудностями столкнулся будущий писатель в Казани?
-
       Участие М.Горького в революционных кружках.
-       
Последний приезд писателя в Казань.
  
-
В каких произведениях писателя отразился казанский период жизни?

     Вы работали группами. Каждая группа получила задание и подготовила свой материал. Первая группа работала над биографией А.М.Горького.                                                              Выступление 1
группы.
      
Алексей Пешков приехал в Казань из Нижнего Новгорода летом 1884 года. Сюда его привела страстная мечта
учиться в Казанском I4мператорском университете, который, к моменту прибытия юноши, насчитывал восемьдесят лет своего существования и считался одним из лучших в России. И хотя за плечами было лишь начальное образование, желание учиться было так велико, что через много лет М.Горький вспоминал: “Если б мне предложили: “Иди, учись, но за это, по воскресеньям, на Николаевской площади мы будем Бить тебя палками!”
я, наверное, принял бы это условие”.
        Приехав в Казань, Алёша поселился в доме Николая Евреинова (ул.Старогоршечная, ныне ул.Ульяновых, 60) Именно Николай, заметив у Алёши большой интерес к знаниям, предложил ему приехать в Казань и поступить в университет. Семья Евреиновых жила крайне бедно, и Пешков чувствовал себя неловко.Избегая обедов и не желая быть нахлебником, он часто уходил
в город, а в ненастье -
 
на пустырь, где отсиживался в подвале полуразрушенного дома.И вот там,“под шум ливня и вздохи ветра, я вскоре догадался, что университет - фантазия,” - писал позднее об этом времени Алексей Максимович. Университетами стали для него те годы, что он прожил в Казани.
     “Марусовкой” назывались известные казанские трущобы, которые находились в самом центре города (ул. Рыбнорядская, ныне ул. Пушкина,3О). Именно здесь поселился Пешков, уйдя от Евреиновьих. Он стал жить у своего нового знакомого Гурия Плетнева. В “Марусовке” Пешков прожил с октября 1884 по май 1885
года.
    В мае 1885 года Пешков, в поисках работы, попадает в дом Корне (ул. Старо Комиссариатская, ныне ул. Горького,2 1), в качестве садовника и дворника. Ему нравилось приводить в порядок заброшенный сад генеральши. На сэкономленные копейки он приобрел учебник по садоводству, желая сделать этот сад одним из лучших в городе. Но жизнь в доме француженки оказалась тяжелой- хозяйка была грубой и сумасбродной женщиной. По воспоминаниям
А.М.Горького, она плохо говорила по-русски. Часто ее приказания, обращенные к юному дворнику, были настолько нелепыми, что Пешков делал ей замечания. Вскоре он был отставлен от места. Его выгнали со двора, хотя Алеше нравилось работать с землей, и здесь он надеялся остаться надолго.
   Алексей Пешков поселился в ночлежке (ул. Мокрая, ныне Сакко и Ванцетти, Во дворе д.9).
   Чтобы не голодать, он уходил на Волгу к пристани и работал грузчиком. Средств к существованию не было, приходилось перебираться случайными заработками. В ноябре 1885 года А.Пешков поступает работать в крендельное заведение Семёнова, находившееся в центре города. Семёнов занимал дом по улице Рыбнорядской (ныне площадь Тукая), в подвале которого ютились крендельная и пекарня. Рабочий день здесь продолжался по семнадцать часов в сутки. Окна подвала упирались в яму, зелёную от сырости, решетки оконные были очень плотные, чтобы работники не могли дать кусок хлеба нищим и детям, бродившим поблизости. Здесь впервые Алеша познал тяжесть рабского труда. Он не мог примириться с хозяйским произволом, по его инициативе был устроен бунт. Семёнов понёс большие убытки. Он без труда угадал в Пешкове зачинщика и, оценив его способности, предложил Алеше стать приказчиком в хозяйстве. Но А.Пешков, по понятным причинам, отказался и вновь остался без работы, а значит, и без средств к существованию.
    В июле 1886 года А.Пешков переходит работать подручным пекаря в
булочную, арендованную А.С.Деренковым, на Малой Лядской улице
(ныне ул.Горького, 10)
Учитель:
слово
предоставляется второй группе, которая расскажет об участии
Горького в революционных кружках.
Выступление 2 группы.
  
Значительным событием в жизни писателя было его знакомство с
А.С.Деренковым, владельцем небольшой бакалейной лавки на Старо-Горшечной улице и обладателем лучшей в городе библиотеки запрещённых и редких книг. В доме А.С. Деренкова собиралась революционно- настроенная молодёжь, и их идеи увлекли юношу. Он разносил запрещённую литературу, передавал записки членам студенческих кружков и был чрезвычайно горд, что участвует в настоящей “революционной” работе. Алексей принимал участие в конспиративных собраниях на квартире у Деренкова. Он получил доступ к замечательной библиотеке, началось серьёзное самообразование.

    Мечта Алеши Пешкова учиться в Казанском Императорском университете так и не осуществилась. Но все же университет прочно вошёл в его жизнь.
    Весной 1888 года Пешков с М.А.Ромасем, революционером-народником, отбывшим 10 лет Якутской ссылки, уехал в село Красновидово на Волге, где Ромась имел лавку мелочной торговли и вёл пропагандистскую работу среди крестьян. Осенью того же года Пешков покинул село и отправился на Каспий, оттуда и началось его великое хождение по Руси.
     А.М.Горький посещал Казань в 1889, 1890 годах “проездом по конспиративным заданиям”.
Учитель. Приглашается З группа. Она работала над вопросами: “Последний приезд писателя в Казань и в каких произведениях отразился казанский период его жизни
“.
Выступление З ГРУППЫ.
    
Горький посетил Казань снова в 1928 году. Он остановился в гостинице “Казанское подворье” (ныне гостиница “Казань” на улице Баумана). Весть о прибытии Горького облетела город. Улицы у гостиницы были переполнены народом. Прекратилось движение трамваев. Толпы восторженных Казанцев долго кричали “ура” своему кумиру. Максим Горький посетил все места, связанные с его прошлой жизнью в Казани: он побывал в университете, на курсах батраков и батрачек по подготовке в ВУЗы (ныне здание филиала Академии наук РТ по ул. Лобачевского), выступил в Большом драматическом театре им. Качалова на расширенном заседании городского совета. В ответ на восторженные речи писатель сказал: «В книге
Мои университеты” рассказано о том, как я жил здесь, в Казани. На самом деле в Казани я пережил больше горьких минут, чем это изображено в моих сочинениях. Но нет худа без добра. Вот сегодня я уже возмещен за все пережитое в Казани сторицей”.
    Казани Максим Горький посвятил более двадцати произведений.

    Так, Алексей Максимович писал И.Е.Репину о том, что “Однажды осенью”- это “живое дело”.
    О человеке, описанном в “Бывших людях” под именем Аристида кувалды, он говорил Л.Н.Толстому, что это “живой человек”. В письме к ленинградским школьникам писатель сообщал сведения о А.В.Коновалове, а в другом письме утверждал, что “Болесь”
“впечатление казанское, Тереза жила в “Марусовке”.
    Горький описывал Устье
район пристаней на берегу Волги около устья её притока Казанки (“Однажды осенью”), “Стеклянный завод”
старое полуразрушенное здание в поле за городом, в котором обитали босяки (“дело с застёжками”), ночлежку на Задней Мокрой улице (“Бывшие люди”), подвал крендельного и булочного заведения Семёнова (“Коновалов”, “двадцать шесть и одна”), материал для рассказа “Бабушка Акулина”.
   Целая полоса жизни будущего писателя в Казани
его работа в крендельном и булочном заведении Семёнова предстала перед читателями в повести “Хозяин”.
   В 1923 году в печати появился шедевр горьковской прозы
его книга «Мои университеты» Писатель рассказал о семье Николая Евреинова, в которой он поселился после приезда в Казань, о встречах с обитателями Устья, о жизни вместе с Гурием Плетнёвым в ночлежке “Марусовка”, нарисовал выразительные образы рабочих пекарни Семёнова, передал свои впечатления от деятельности казанских нелегальных кружков...
   К воспоминаниям о Казани Алексей Максимович обращался в статьях “По союзу Советов”, “О новом и старом”. В последнем произведении Горького
эпопее “Жизнь Клима Самгина” с Казанью связан образ большевика Кутузова. до последних лет жизни писателя казанская тема неизменно присутствовала в творчестве Горького. Казань осталась для писателя с мировой славой одним из сам дорогих Физически я родился в Нижнем Новгороде, духовно в Казани. Казань- любимейший из моих университетов”.
Учитель. Ребята, мы с вами совершили заочную экскурсию по местам, вязанными с жизнью и творчеством великого русского писателя в Казани.

домашнее задание. Найти произведения М.Горького, в которых отразился казанский период жизни писатёля, сопоставить отдельные эпизоды с фактами его биографии.

Список использованной литературы.
1. Горький А.М. Мои университеты.IВст.статья “Казань в творчестве А.М. Горького”. Е.Г.Бушканец..- Таткнигоиздат: Казань,1984 г.
2. Елизарова М.Н. Они были в Казани
Казань,1983 г.
З. Калинин Н. Пушкин в Казани
Казань, 1982 г.
4. Клементовский В.А. Русские писатели в Татарии.- Казань, 1974 г.
5. Скиргайло Т.О. Краеведение на уроках развития речи.- Казань, 2007 г.
6. Казань в жизни А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина.- Казань, 1998 г.

Категория: Школьные статьи | Добавил: klyaush (08.01.2008) | Автор: Хасанова Миляуша Рашидовна
Просмотров: 2085 | Рейтинг: 3.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Министерство образования РТ
  • Информационные технологии в образовании
  • Фестиваль "Открытый урок"
  • Книги и не только
  • Казанская региональная образовательная сеть
  • Информационно-развлекательный сайт г. Мамадыш и Мамадышского района
  • Республика Татарстан - Каталог сайтов
  • Казанские Страницы - все веб ресурсы Казани и Татарстана
  • Отправь СМС бесплатно!
  • 2000 разработок для учителя
  • Погода
     
     
    Copyright Кляушская СОШ © 2008 - 2024