Меню сайта
Категории раздела
Школьные статьи [7]
Разные статьи [13]
Наш опрос
Сколько Вам лет?
Всего ответов: 106
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей
Главная » Статьи » Школьные статьи

Использование методов индивидуализации и дифференциации на уроках русского языка.

Из опыта работы классного руководителя Кляушской СОШ Демьяновой В.Н.

 

«Расскажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь», -

гласит мудрая Китайская пословица, а мне кажется, вопрошают глаза моих учеников при объяснении им очередной темы урока. Чувствуя особую ответственность, я задаюсь вопросами: «Как же включить ребят в процесс познания, вовлечь учащихся в творческий поиск и на деле воплотить идеи педагогики сотрудничества? Как строить урок, чтобы учение всем приносило радость познания, пробуждало интерес к предмету?»

Опыт работы, накопленный мною за несколько лет, доказал, что для реализации данных задач эффективен индивидуально-дифференцированный подход к обучению. Я убедилась, что динамичная организация учебного труда: классной, групповой и индивидуальной работы с учащимися предполагает знание психологических особенностей каждого ученика, указывает на необходимость личностно-ориентированного обучения, при котором деятельность учителя опирается на личность ребенка, как индивидуальность, самоценность, учитывая социальный статус ребенка, его психофизические ресурсы, позволяющие прежде всего реализовать себя в познании.

Хорошо знать своих учеников – значит дать им проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы.

повседневное изучение личности ученика (по специально разработанным схемам) помогает активизировать каждого: повысить успешность обучения одаренного ребенка, помочь ребенку с ослабленным здоровьем адаптироваться, обучаться и развиваться.

Естественно, при такой работе учитель вступает в новую для себя профессиональную позицию – быть одновременно и предметником, и психологом! Но цель, как известно, оправдывает средства.

Для умелого сочетания различных форм работы: классной, групповой и индивидуальной, для учета уровня подготовленности отдельных групп, как сильных – так и слабых, необходимо определить уровень работоспособности и обучаемости класса.

Уровень работоспособности определить проще: по объему выполненной работы, по качеству и т. п. А уровень обучаемости проверить сложнее: он связан с пониманием детьми изложенного учителем материала. Можно, например, предложить один из вариантов такой проверки, рассчитанной на 3 урока. В начале первого урока объявляется тема (например, «Правописание не с существительными») и в течении 15 минут дается ее объяснение. Затем вопрос к классу: понятно ли? Ответ обычно положительный. После чего даю письменную проверочную работу. Выясняется, что большинство детей не справилось с заданием. На следующий урок объясняю результаты и предлагаю прослушать еще раз этот материал и снова даю письменное задание. Теперь уже с заданием справилось большая часть учащихся. На третьем уроке вновь анализирую полученные результаты, на этот раз прошу сильного ученика или желающего объяснить материал еще раз. Ученик у доски не просто излагает содержание заданного, а сам, как учитель, как бы заново объясняет тему, которую изучала на предыдущем уроке. Во время такого ответа – объяснения ученик может спросить любого, особенно невнимательного, а в конце он может предложить ряд оценок, которые он мог бы поставить отвечающим ученикам, класс в свою очередь может задать исполняющему роль учителя любой вопрос по теме.

И опять письменно закрепляем тему. Многие справились. Но выявляются и те, кому нужен сугубо индивидуальный подход. Таким образом, я определяю учебные возможности класса, уровень их обучаемости и работоспособности, образую группы. Первая группа – это сильные учащиеся, они на уроках и на дом будут получать задания творческого характера, среди них выявляю лидера, которого с согласия членов группы назначаем консультантом, он же будет и капитаном команды при состязаниях. (Капитан команды может выбрать себе помощников, что понадобится в дальнейшей работе.)

При изучении темы «Не с существительными» первой группе как домашнее задание можно предложить следующее: подобрать пословицы и поговорки на правописание «не с существительными» (5-6) или приготовить сценку, где ключевыми словами были бы слова «невежа» и «невежда». Бывает, на следующий урок и то, и другое задание. Ребятам нравятся задания такого характера, а важнее всего – у учащихся развивается самостоятельность, желание выступить достойно. (а во время работы на уроке с сильным учащимся, пока учитель занят работой с другими группами, можно предложить написать текст на тему «Погода» из 5-6 предложений, употребляя существительные «непогода», «неволя», «непоседа», «недруг», «невидимка» или составить рассказ по пословице «Раз скажешь неправду, словам твоим веры не будет»).

В сильных группах я практикую «задания-звездочки» – это индивидуальные задания повышенной трудности (для одаренных детей) сочините 1-3 строфы стихотворения. Например, из опорных слов «невежда», «невнимательность», «ненастье», «неправда», «небрежность». Правда, сочиненные учащимися стихи не всегда совершенны, но ценен сам творческий поиск, стремление творить. Моя задача увидеть даже в несовершенном зародыш хорошего – главное учительская задача.

Вторая группа – это средние учащиеся, получают задание с элементами творчества. Раздаются карточки – иллюстрации (из дидактических материалов), где после красочных иллюстраций на школьную тему, написаны задания: подбери слово, близкое по значению к существительному «возмущение». Объясните, чем является не в этом слове. Составьте и запишите словосочетание с найденным словом.

Третья группа – это слабые учащиеся. Им дается практическое задание – упражнение из учебника для закрепления изученного. Движение вперед идет на основе возврата к изученному. Особо слабые учащиеся получают «задания-снежинки». Это задание пониженной трудности. Например: вставить орфограммы, графически выделить изучаемою орфограмму. Изучаемые орфограммы выделяются пастой зеленого цвета, а графические обозначения выделяются простым карандашом (приставки, суффиксы, корень). Такая кропотливая работа приучает учащихся быть внимательным к правописанию слова, к изучаемой орфограмме, приучает к аккуратности. «Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей». (В.О. Ключевский.)

При любой организации урока стараюсь домашние задания на дом давать дифференцированно. Если ученик второй или третьей группы справился с заданием на уровне, то он может перейти в другую группу. Главное, чтоб домашние задания развивали самостоятельность и творческое мышление учащихся. Психологически важно ставить ученика в ситуацию полной ответственности за качество выполнения заданий, чтобы сформировать у него навыки самостоятельного умственного труда. Я считаю, что учащиеся должны готовиться не только к тому, чтобы отчитаться за пройденный урок, но и к выработке новых умений и навыков. Если к уроку готовится только учитель, а учащиеся даже психологически к предстоящей работе не подготовлены, то большая часть активности на уроке будет приходиться на долю учителя. Поэтому, я думаю, домашние задания нужно давать всегда. Именно из характера домашних заданий составляется следующая модель урока. Эффективна дача опережающих заданий к предстоящим урокам, особенно групповых. Такая форма работы ведет к сотрудничеству ученика  и учителя на уроке.

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся требует тщательного подбора дидактического материала, оформления разноуровневых карточек с заданиями, подбора и составления познавательных задач, оснащения кабинета справочной литературой по предмету, четкого продумывания структуры урока. Индивидуализация и дифференциация обучения дает результаты при условии превращения его в систему: чаще вовлекать в работу группы, давать поисковые задачи, задание принять зачет, проверить знания ученика по теме, активизировать работу ассистентов и консультантов. Главное – включать ребят в интересный процесс познания, на деле воплощать идеи педагогики сотрудничества. Но эта трудоемкая работа оказывает благотворное воздействие на сильных учащихся, но и  на класс в целом. Дети работают в силу своих возможностей, овладевают знаниями, проявляют интерес к предмету и завидную активность.

Индивидуализация и дифференциация обучения – это путь к познанию, путь в творчество, к радости мышления. А «быть мыслящим – это значит тонко, чутко познавать, понимать, ощущать мир и себя в окружающем мире...» (В.А. Сухомлинский.)

Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename="" Content-Type: application/octet-stream
Категория: Школьные статьи | Добавил: klyaush (08.01.2008) | Автор: Демьянова Валентина Николаевна
Просмотров: 3404 | Рейтинг: 4.7/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Министерство образования РТ
  • Информационные технологии в образовании
  • Фестиваль "Открытый урок"
  • Книги и не только
  • Казанская региональная образовательная сеть
  • Информационно-развлекательный сайт г. Мамадыш и Мамадышского района
  • Республика Татарстан - Каталог сайтов
  • Казанские Страницы - все веб ресурсы Казани и Татарстана
  • Отправь СМС бесплатно!
  • 2000 разработок для учителя
  • Погода
     
     
    Copyright Кляушская СОШ © 2008 - 2024